Александр Молочников: монолог о художнике Яне Фабре

Рассказывать о своем опыте репетиций бессмысленно без рассказа о самом Яне Фабре, который, собственно, и есть репетиция.

Что я знал о Фабре?

Что это безумный, но крутой режиссер, самый смелый экспериментатор в искусстве Европы сегодня, наравне с Кастеллуччи, Мариной Абрамович и другими.

Александр Молочников: монолог о художнике Яне Фабре (фото 1)
Пиджак из шерсти, шорты из хлопка, ботинки из кожи, носки из хлопка, все — Prada; поло из хлопка, Lacoste

Во-первых, я не знал, что ему за 60. И это, знаете, пожалуй, главное впечатление. Ему 63 года. А он способен на акционизм не слабее Павленского, разбор текста на уровне Додина и Брука, гостеприимство и любовь к жизни, не меньшую, чем у Резо Габриадзе, и художественные способности наравне с ведущими европейскими художниками.

Эта смелость — сочетать очень дерзкие, провокационные вещи, свойственные скорее молодости, с серьезным, мудрым анализом жизни в собственном ­творчестве, вызывает у меня не только восторг. Это наводит на мысли о том, куда вообще стоит стремиться самому, в чем смысл если не жизни, то старения.

У меня всегда вызывали вопросы разговоры о «юношеском максимализме». Есть ли вообще такое понятие? Или это советские установки: оправдать любое наглое проявление молодостью, которая обязательно закончится, и все это пройдет. Ведь мальчик вырастет, поумнеет… В этом смысле Фабр не «поумнел». Если в молодости он проезжал маршрут антверпенского трамвая носом по рельсу, от чего у него до сих пор осталась черная точка на носу, то сейчас он в рыцарских доспехах бродит по Эрмитажу и совершает ритуальные приветствия каждой картине. Затем доходит до студентки «Мухи», которая что-то перерисовывает, и так же прикладывается и к ее эскизу, и к ней самой. Человеку 63! Понять, троллит он нас всех или искренен, невозможно.

READ  Что-то будет! Кейт Миддлтон и принц Гарри готовят сенсационное объявление

Когда Фабра спрашивают, занимаются ли его артисты групповым сексом, он точно знает, что это чушь, но не может не ответить: «Конечно! Мы не можем иначе начать репетиции». Причем делает он это на скотском серьезе — и в итоге об этом пишут. Видимо, отсюда и дружба с ­Триером.

Фабр с детства имеет проблемы со сном, он спит по четыре часа, чему я очень завидую, и, если говорить об одиночестве, он живет им, а я могу только учиться этой его любви к одиночеству, ведь всю жизнь, каждую ночь он пишет свой ночной дневник и занимается изобразительным искусством (после репетиций, которые занимают день). Благодаря бессоннице он прожил как бы две жизни и сделал две карьеры: художника и режиссера. Его статуя, отлитая в золоте им самим, стоит в главном Антверпенском соборе, его полотна 3 х 5 метров, выложенные из чучел жуков-скарабеев, висят по всем церквям европейских городов, его выставки кончаются скандалами в Эрмитаже и Пушкинском музее. Его последний спектакль идет 24 часа, и еще 50 минут зрители хлопают, ведь полуторатысячный зал не расходится в течение суток спектакля «Гора Олимп».

Александр Молочников: монолог о художнике Яне Фабре (фото 5)
Свитер из шерсти, Gucci; поло из хлопка, Lacoste

И еще многие, многие, многие его высказывания говорят о том, что это вулкан искусства, который с возрастом мудреет, но не теряет того, что некоторые сочли бы глупостью, безумием или просто окрестили бы «юношеским ­максимализмом».

Неудивительно, что на приемах министров и королей (королев) разных стран он представлялся не собой, а своим ассистентом (так как он никогда не появляется в телевизоре и многие не знали лет 15 назад, как он выглядел). Большого художника Фабра представляли бородатым седым старцем, а этот бритый юноша вполне мог бы сойти за ассистента, Фабру было так комфортнее, и он обещал передать своему начальнику привет, извинялся за его отсутствие.

READ  «ВКонтакте» поменяла логотип и дизайн десктопной версии - РБК Стиль

Это такой длинный спич о Яне Фабре, потому что, несмотря на заданный ELLE формат, в присутствии такого гиганта чувствуешь себя «глупым карликом» (это цитата из спектакля, а когда я говорю этот текст, подкладываю всегда именно себя на фоне Яна), поэтому странно говорить о себе. Но учиться у этого гиганта — колоссальное удовольствие.

Чему же я научился за время репетиций?

Сам я довольно-таки суетлив, Москва выработала привычку думать на шаг вперед. То есть, делая дело, сразу думать о следующем, читая текст, жить уже следующим предложением. Фабр постоянно говорил мне: «Ты не присутствуешь тут в момент слов — почему? Говоря слово, просто скажи это слово! Положи его тут, в эту единицу времени, почувствуй, как оно живет у тебя во рту, как язык касается нёба, ощути процесс рождения, иначе я смотрю не свой спектакль, а какую-то его MTV-версию, мне не нужен тут Голливуд, мне нужно, чтоб ты был здесь и сейчас».

Это очень крутой тренинг, не только в спектакле, на сцене, но и в жизни. Я стал замечать, что в разговорах с людьми, в том числе в совершенно бессмысленных разговорах, получаю удовольствие от присутствия именно тут. Дни стали насыщеннее, они не проносятся, раскрываются. И одиночество тоже стало интереснее, ведь так же, как в речи, можно присутствовать и в мыслях, не вертеть их перед собой калейдоскопом, а сосредоточиться на чем-то одном и прожить именно этот сантиметр информации в своей голове.

Ну и, конечно, важно, что у такого человека, как Фабр, нет мобильного телефона. Это не могло быть иначе в современном мире. Здесь соглашусь с Д. Быковым: «Создать что-то серьезное сегодня можно, только полностью уйдя из соцсетей». Это, конечно, преувеличение, можно создать что-то прекрасное и в самих сетях, но в моей сфере, уверен, прав Быков.

READ  Почему одежда полнит вас: главные ошибки

Когда мы снимали последнее кино, я жил почти без телефона, глядя туда минут пять утром и столько же вечером, он лежал дома. Это было на подготовке картины «Скажи ей», и это был самый прекрасный месяц последнего года. И мне действительно удалось полностью сосредоточиться на кино и открыть для себя нечто новое в съемочном ­процессе.

Кстати, узнали мы, что у Фабра нет мобильника, когда расспрашивали его про нападки на него движения Me Too. Одна актриса обвиняла его в том, что он писал ей смс с предложением поехать с ней в отель. Но все, кто знаком с Яном, знают, что он не умеет писать смс и что эту актрису он уволил двадцать лет назад за профнепригодность. Я стараюсь лишить себя этого мобильного вируса; пока не выходит, но хочется… Это путь к абсолютному одиночеству, в котором, как говорит герой Ибсена доктор Штокман, по-настоящему сильный человек тот, кто абсолютно одинок, одинок абсолютно.

Источник

Поделиться

Лечение эрекции у мужчин без медикаментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *