Новая одежда — Коммерсантъ

Все уже как будто привыкли к тому, что границы между реальным и виртуальным мирами постоянно стираются. Дополненная реальность, криптовалюты, NFT (виртуальные предметы искусства) — все эти явления появились в нашей жизни недавно, однако каждое из них успело стать поп-культурным феноменом и бизнесом с миллиардными оборотами. Мир моды тоже активно диджитализируется, в том числе с помощью виртуальной моды.

Начать, естественно, стоит с самого определения. Виртуальная мода — это создание и оборот предметов гардероба в цифровом мире. Другими словами, каждый пользователь может купить вещь и носить только онлайн (то есть накладывать их на фото или видео): например, для постов в соцсетях. Концепт онлайн-вещей, пускай и новый для модной индустрии, давно стал привычным явлением в сообществе геймеров: одна из самых популярных онлайн-игр Fortnite за прошедший год выручила более $1 млрд только на покупках внутри игры (как правило, пользователи приобретали новые образы и кастомизировали собственный арсенал). Одним из первых и громких проектов в области цифровой одежды стало открытие магазина Carlings в 2018 году, для которого была создана диджитал-коллекция одежды — пользователи могли примерить, купить и «надеть» вещь онлайн, что привлекло внимание к реальному ассортименту Carlings. Для того чтобы примерить виртуальную одежду, нужно обладать базовыми навыками работы в фоторедакторе, чтобы загрузить конкретную вещь на фотографию. Другой способ — обратиться в агентство, которое специализируется на том, чтобы с помощью дизайнеров и техников «надевать» цифровую одежду на загруженные фотографии.

Одним из проектов, который занимается «подгонкой» цифровых вещей под фотографии, стал Dress-X. Это маркет, который летом 2020 года основали Наталья Моденова и Дарья Шаповалова. Dress-X базируется в Лос-Анджелесе, а его команда занимается продажей виртуальных вещей, а команда 2D- и 3D-дизайнеров делает так, чтобы купленные вещи органично выглядели на фото. На данный момент почти весь процесс делается дизайнерами вручную, однако одна из главных целей основательниц Dress-X на ближайшее время — полная автоматизация процесса: от покупки до «примерки» вещи на любую загруженную фотографию.

Одним из самых популярных международных проектов в мире виртуальной моды стал голландский стартап The Fabricant. Команда дизайнеров уже успела поработать с большими марками (например, Tommy Hilfiger), а начинали они с создания дизайнерского платья Iridescence. Полупрозрачное платье, на которое можно проецировать голограмму, ушло с молотка за $9,5 тыс. На сегодняшний день The Fabricant работает с дизайнерской и дорогой одеждой. В то время как многие другие используют виртуальную моду как альтернативу физической, например, дублируют реальные коллекции и продают их по меньшей цене.

В Москве одной из первых к digital-одежде обратилась дизайнер Регина Турбина. Весной 2020 года она продала комплект из свитшота и брюк медиадиректору «Яндекса» Даниилу Трабуну (сумма сделки составила 5 тыс. руб.). В сентябре того же года Турбина сделала совместную с Puma коллекцию цифровой одежды на десятилетие универмага «Цветной» и открыла собственный онлайн-магазин виртуальной одежды от локальных дизайнеров — replicant.fashion. В магазине Турбиной представлены только вещи и нет возможности «надеть» купленную вещь на фотографию внутри сайта (здесь как раз могут понадобиться умения работать в программах-фоторедакторах).

В чем плюсы виртуальной одежды? Самый очевидный — устойчивая мода. Мода по-прежнему остается одной из главных индустрий, увеличивающих выбросы в атмосферу (во многом именно из-за перепроизводства). Для создания цифровых вещей не тратятся реальные ресурсы, а это сокращает количество отходов и выбросов в атмосферу. Тот же магазин Dress-X в создании своих вещей сокращает углеродный след на 95% по сравнению с созданием физической одежды. Покупка вещей ради контента — довольно частое явление современной моды. Купив вещь ради условного поста в социальной сети, многие люди потом про нее забывают или выбрасывают ее, таким образом увеличивая проблему перепроизводства и отходов. Предположим, создатель контента в TikTok захотел сделать ролик о вселенной «Дюны» — вместо того чтобы тратить время и ресурсы на создание и пошив костюмов, можно обратиться к 3D-дизайнерам, которые создадут этот костюм в digital-пространстве. Цифровые вещи не требуют ткани, работы на фабрике, перевозки и упаковки, потому что они существуют только в онлайн-пространстве.

Более разумный подход к производству может стать выгодным и для больших марок. Вместо схемы создание—производство—продажа, которая предполагает остаток вещей, бренды могут перейти на схему создание—продажа—производство, то есть отшивать и производить вещи, которые уже куплены пользователями, или производить одежду на заказ. Такой подход станет более выгодным и для потребителей: вещь можно будет примерить прямо на сайте магазина, загрузив свое фото, и только потом купить.

Своей популярностью цифровая мода во многом обязана пандемии. Количество пользователей соцсетей увеличилось на 10%, а общий объем трафика в интернете неуклонно рос на протяжении всего локдауна. «Новая реальность» уже нашла свое отражение в том, как проводятся Недели моды — все больше марок делают выбор в пользу гибридных показов (онлайн + офлайн) или полностью переходят на digital-презентации коллекции (например, в формате видео). Поэтому интеграция цифровых инструментов в работу больших брендов неизбежна — Gucci в 2020 году представили цифровые кроссовки, которые марка разработала совместно с агентством Wanna (они продавались по $12 за пару). Дополненная реальность перестала быть чем-то фантастическим и уже активно используется в нашей жизни. Теперь в этой дополненной реальности можно еще и отлично одеваться. И пускай все это немного напоминает очередную серию «Черного зеркала», плюсов в виртуальной моде все же больше, чем минусов — хотя бы потому, что появился еще один способ хорошо одеваться, не загрязняя планету. Да и потом в реальном мире сложно представить себе платье, на которое проецируется голограмма, а в виртуальной моде это возможно уже сейчас.

Илья Петрук

Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *