В России с любовью: кто и как популяризирует народн…

Еще лет пять назад об этнических мотивах вспоминали разве что только тогда, когда встречали мужчину в тюбетейке в Казани или девушку в удмуртском сюлыке в Ижевске. Однако сегодня все больше дизайнеров начинают внедрять национальные детали в свои коллекции: вязаные изделия, разнообразные головные уборы, удлиненные пиджаки, напоминающие по крою кафтаны или дукесы, этнические орнаменты на современной одежде. Большую роль в популяризации фольклорных мотивов играют местные музыкальные исполнители, которые не только продвигают язык и культуру своего края в песнях, но и завоевывают любовь зрителей сценическими образами. С целью объединить голоса разных регионов России и поддержать тех, кто создает контент на локальных языках и популяризирует культуру родного края, в Google cоздали проект «Вместе на своем» на платформе YouTube. Его участники рассказали нам об особенностях этнической моды своих регионов и о том, как и почему они решили дать огласку культуре своего народа.

Саида Мухаметзянова не только обладает восхитительным голосом, но также и чувством стиля. Еще в юном возрасте Саида в качестве сценического образа выбрала не привычные молодежи кроп-топы, джинсы с завышенной талией или эффектные образы, а национальные татарские костюмы. Каждое выступление Саиды — это настоящая экскурсия в мир этнической моды Татарстана. Платья в пол, жилетки, украшенные несколькими рядами монет, калфак, расшитый золотой тесьмой и легкие сапоги — ичиги.

Такие сценические аутфиты Саида шьёт на заказ, особенно если речь идёт о национальном костюме. Каждый наряд — совместная работа родителей певицы и профессиональных дизайнеров, которые специализируются на народных костюмах. Образ Саиды на сцене — это традиционное одеяние девушек Татарстана: длинное закрытое платье, с татарскими узорами, «калфак» — национальный головной убор, своеобразные нагрудные перевязки «хаситэ» и «изю». Длинные волосы девушка обычно собирает в две косы, а к кончикам привязывает «чулпы» — тяжеловесные накосники.

Обычно у татар из поколения в поколение передаются «чулпы», разнообразные броши, браслеты, их мы называем «белэзек», также длинные серьги. Все эти изделия в художественной обработке металла. К сожалению, у нас ничего такого в семье не сохранилось.

За любовь к этническим мотивам и страсть к татарской культуре Саида благодарна своим родителям, ведь по ее словам, именно они заложили в девушке национальный код. «С детства я слушала татарские народные песни, которые искусно исполняла моя бабушка. Все заложенное в детстве отразилось и в моем творчестве. 80% моих песен — это именно татарские народные песни. Мой сценический образ целиком и полностью зависит от исполняемого репертуара. С 6 лет и до сегодняшнего дня в моем сценическом гардеробе также 80% — это татарские народные костюмы. Абсолютно уверена, что выступая в традиционных одеждах Татарстана, я прославляю свою культуру. Когда я была заграницей, люди, видя на моей одежде татарский орнамент, начинали интересоваться и знакомиться с нашей культурой, так как им интересен каждый наш национальный штрих!» — рассказывает Саида.

Саида с удовольствием использует народные мотивы и в повседневных образах, так как это, по словам девушки, придает некий колорит и отличительную особенность ее внешнему виду. В гардеробе певицы преобладают яркие и жизнерадостные татарские узоры в виде тюльпанов, роз, пионов, гвоздик, маков и тд.

«Популяризация своей культуры является моей главной целью, в том числе и этностиля. Татары — это народ с многовековой и богатой историей, но, к сожалению, многие в нашей стране не имеют о них представления, все что мне говорят это «чак-чак» и хоккейная группа «Ак барс». На самом деле все намного шире и глубже…, — поделилась Саида Мухаметзянова. — У меня есть свой YouTube-канал — Saida Muhammadjan, где собрана именно моя аудитория. Конечно, видя, что твоё творчество мотивирует людей изучать татарский язык или хотя бы слушать татарские песни, понимаешь, что в этом огромную роль играет также площадка на которую ты это все выставляешь, и я благодарна YouTube за такую возможность. Участие в проекте «Вместе на своем» — это еще один шаг к популяризации татарской культуры и знакомству мира с культурным многообразием нашей многонациональной страны. Я с большой радостью и гордостью участвую в этом проекте».

1 ? dataImg.height : undefined }}» ng-attr-alt=»{{ alt }}» ng-attr-style=»{{ imgStyle }}» width=»960″ itemprop=»contentUrl» alt=»Бурановские бабушки » ng-src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/4afc6f3ca4de42560c37c4a9c160ae28.jpg/23815b82/o/w960″ src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/4afc6f3ca4de42560c37c4a9c160ae28.jpg/23815b82/o/w960″>

Бурановские бабушки

Сегодня удмуртские девушки редко выходят в свет в национальных платьях, однако у некоторых хотя бы одно хранится дома в шкафу. Традиционные наряды передавались по наследству, ведь это и преданное, и оберег от злых духов, и голос женщин прошлого. Материал, из которого сделано платье, крой, узор — всего 100 лет назад эти детали рассказали бы вам о том, к какому сословию принадлежит девушка, ее семейном положении и о том, богаты ли ее родители. Традиционное удмуртское платье стало знаменитым на всю Европу в 2012 году, когда на сцену «Евровидения» вышли «Бурановские бабушки» – коллектив из Малопургинского района Удмуртии. Длинные рубахи с прямыми рукавами, халаты (собственно, само платье), съемные нагрудники, напоминающие кухонные фартуки, и пояс – это не просто сценические костюмы, а одежда, в которой участницы коллектива ходят в повседневной жизни. Исконно удмуртские костюмы были сделаны вручную около 25 лет назад. На ногах бабушек — вязаные чулки и лапти. Главное украшение — монисто — ожерелье из серебряных листочков или серебряных монет.

«Монисто — самый яркий элемент костюма, — рассказывает Анна Прокопьева, одна из исполнительниц коллектива, — Это своего рода оберег, который защищает грудь женщины, что очень важно, ведь женщины вскармливают наших детей. Сейчас защитная роль украшения утеряна, хотя многие все еще помнят об этом. Мы много выступаем и общаемся с людьми, и приятно думать, что монисто нас защищает».

Одним из ярких примеров дизайнеров, которые стараются вывести удмуртские традиции на мировой подиум, является Полина Кубиста. Ей удалось вдохнуть жизнь в удмуртские дукесы (прим. удлиненный кафтан) и платья, стилизованные под народные костюмы удмуртов. Вслед за брендом Полины стали расцветать проекты новых молодых дизайнеров — например, Кирилл Маркес, Анна Образцова, Кристина Рысаева, которые все чаще совмещают фольклорные мотивы с современными трендами. Так, Анна Образцова и ее авторский бренд «Azari» делают футболки и худи с принтами, где изображены различные персонажи с удмуртской символикой. Особенно популярной стала интерпретация известной картины Матисса, на которой знаменитый «Танец» превращается в хоровод девушек в народной одежде.

Молодежь переделывает народные одеяния под современный стиль. Это очень радует, — прокомментировала Анна Прокопьева. — Сейчас удмуртские платья, конечно, уже не ко времени. Когда-то женщина надевала костюм целиком на свой первый сенокос. Даже айшон — удмуртский головной убор. А ведь это тяжело! Гармония природы и молодая девушка косит высокую траву… Представляете, как красиво?

О своем участии в проекте Анна Прокопьева отзывается очень тепло: «Я с детства любила фольклор, меня очень тянуло ко всему народному. Например, мне нравилось наборное ткачество. Маленькая бегала к бабушке смотреть, как она работает; знала все народные песни наизусть. В институте изучала фольклор. В моей голове целая картотека народного творчества! В этом плане проект «Вместе на своем» — великолепный. Ведь когда мы знаем, на чем строится наша культура, то мы и сильнее, и защищеннее».

Привить любовь к традициям родного края — задача не из простых. Участники фолк-группы «Шай-Май» Алексей и Надежда Мусатовы считают, что это можно сделать только соединив современные тренды с классическими мотивами. Поэтому в арсенале группы не только народные инструменты — от берестяных трещоток и погремушек до полянов, но и русская балалайка, латиноамериканский кахон — ударный инструмент типа барабана, и другие. Новое «звучание» группа задала и своим сценическим образам. Мужчины коллектива выступают в плотных, льняных косоворотках, на женщинах — сарафан поверх нательной рубахи и традиционный коми-пермяцкий кокошник, расшитый бисером.

1 ? dataImg.height : undefined }}» ng-attr-alt=»{{ alt }}» ng-attr-style=»{{ imgStyle }}» width=»960″ itemprop=»contentUrl» alt=»Группа «Шай-Май»» ng-src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/ae5b336b557132cf17c12fa8194d1913.jpg/f682bdf0/o/w960″ src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/ae5b336b557132cf17c12fa8194d1913.jpg/f682bdf0/o/w960″>

Группа «Шай-Май»

«В создании сценических образов, конечно же, мы вдохновляемся традиционной коми-пермяцкой одеждой и используем некоторые элементы традиционного костюма — вышивку, набойку, узоры, — поделились с нами Алексей и Надежда, — На наш взгляд, популяризация этностиля — это очень круто, это то, что позволяет человеку подчеркнуть свою индивидуальность, а также помогает ему идентифицировать себя со своим народом, культурой, страной».

«Шай-Май» не только вдохновляют своих слушателей на использование элементов народных костюмов в повседневной жизни, но и помогают локальным дизайнерам в проведении модных показов. Например, под музыку фолк-группы «Шай-Май» коми-пермяцкие дизайнеры Вера Мехоношина и Марина Белавина представили свою коллекцию «YINWA дорын» в стиле бохо на Международном фестивале искусств и народного творчества «Финно-угорский транзит: музыка и этностиль».

«В свое время Вера Мехоношина возглавляла творческую мастерскую «Горт», где создавала дизайнерскую одежду на основе традиционных нарядов костюма коми-пермяков. Именно она является автором некоторых наших сценических образов, — рассказывают Алексей и Надежда, — С Верой и Мариной мы и сейчас плотно взаимодействуем, работаем в совместных проектах, а в 2018 году просто вместе от Коми-Пермяцкого округа представляли свою культуру на финно-угорском фестивале. Разумеется, наше появление на сцене в одежде с элементами традиционного костюма делает нас узнаваемыми и идентифицирует нас именно с коми-пермяками. И, конечно, наши образы всегда вызывают интерес зрителей, многие часто даже узнают руку мастера Веры Мехоношиной».

На первый взгляд, традиционные наряды ненецкого народа вряд ли подойдут для столичных модниц, а тем более для южных регионов России. Это та экзотика, которую сложно представить за пределами родного края. Тем не менее популярные одно время унты — кожаные ботинки, сшитые мехом наружу, пришли к нам именно с Севера и выглядят практически точь в точь как ненецкие пимы. Единственное отличие в том, что ненецкие национальные сапоги делают в основном из оленьей кожи.

Мужская одежда более практичная, без лишних украшений. Состоит из малицы – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь и меховой обуви. Малицу носят с поясом – ни. Ни — это далеко не декоративный элемент одежды, а своеобразная замена поясной сумке: к нему крепились нож в ножнах, точильный камень, и клык медведя – оберег от злых духов. У ненцев есть поговорка: хорошо живущий человек — это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек — у которого есть про запас вторая. Одежда в Ямало-Ненецком автономном округе много значит для местного населения, ведь от того, как одет житель Севера может зависеть его жизнь. Поэтому к традиционным нарядам всегда относились с особым трепетом.

Например, певица Тамара Выучейская не только популяризирует ненецкий язык, но и моду своего народа. «Так как я исполняю песни на родном языке, использование национального костюма является неотъемлемой частью моего сценического образа, — рассказывает Тамара. — Надевая ненецкий национальный костюм, я чувствую большую ответственность, так как в этот момент на меня возлагается особенная миссия — представление моего народа, но в то же время чувствую себя в нём под особой защитой».

1 ? dataImg.height : undefined }}» ng-attr-alt=»{{ alt }}» ng-attr-style=»{{ imgStyle }}» width=»960″ itemprop=»contentUrl» alt=»Тамара Выучейская» ng-src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/76395c41e4c1cc3837afec905da06bde.jpg/22f6ed62/o/w960″ src=»https://condenast-media.gcdn.co/glamour/76395c41e4c1cc3837afec905da06bde.jpg/22f6ed62/o/w960″>

Тамара Выучейская

Тамара Выучейская приняла участие в съемках видеоклипа проекта «Вместе на своем», став одной из победительниц конкурса, организованного YouTube. В клипе на исполнительнице ярко-красная паница из цветного сукна — традиционный предмет женской верхней одежды ненецкого народа. В Ненецком автономном округе существует территориальное разделение на три тундры: большеземельская, малоземельская и канинская. В ролике на Тамаре паница большеземельской тундры: ее характерные отличия это подол тëмного цвета, а также узоры на рукавах и по бортам спереди. Ворот обрамлен мехом лисицы, на талии — пояс, плетëный из шерстяной, цветной нити. На голове певицы традиционное, женское, ненецкое украшение — судор.

«Зачастую одежда с использованием народных мотивов является дорогим удовольствием, — рассказывает Тамара, — так как создаëтся вручную. Поэтому относишься к ней с особым трепетом и надеваешь по особым случаям. Например, в моëм регионе ежегодно, в начале августа проходит акция «Свой среди своих», которую проводит Ненецкий отдел Этнокультурного центра г. Нарьян-Мар. В этот день все желающие могут прожить весь день в костюме своего народа. В этом году и я приняла участие в этой акции. Безусловно, каждый артист, выступая в своей национальной одежде, способствует популяризации уникальных, народных мотивов. Ведь мы — представители своего народа, посредством творчества, делимся со зрителем своими национальными особенностями, культурой и традициями. Хочется верить, что это послужит вдохновением для модных коллекций именитых модельеров».

Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *