Золотые уши, сердца в стразах и футболки с глазами: как и почему сюрреализм возвращается в моду 100 лет спустя | Журнал Harper’s Bazaar — Harper’s Bazaar Russia

Круизная коллекция Chanel оказалась оммажем «предтече сюрреализма» — Жану Кокто, близкому другу и соратнику великой Мадемуазель. Виржини Виар обратилась к его фильму «Завещание Орфея»: показ она устроила в том же карьере в Ле-Бо-де-Прованс, где проходили съемки, да и образы снабдила большим количеством цитат и аллюзий на тему — от многочисленных изображений белых голубей до принтов с глазами, смотрящими прямо на зрителей.
Присоединился к импровизированному «флэшмобу» и Алессандро Микеле. Но он, впрочем, всегда чувствовал себя в этой теме, как рыба в воде: чего стоят одни только «отрубленные» силиконовые головы и драконы в руках моделей на осенне-зимнем показе Gucci 2018 года! В этом сезоне на смену головам пришли сердца — точнее, клатчи-минодьеры в их форме, усыпанные сияющими разноцветными кристаллами. Финал фильма-показа Gucci Aria тоже вышел весьма сюрреалистичным: в нем модели вместо с экзотическими животными вдруг начали взлетать в воздух прямо посреди райского сада. Чудеса, да и только.

В чем причины такого дизайнерского единодушия? Почему все вспомнили про художественное движение без малого 100-летней давности именно сейчас? Для начала возьму на себя неблагодарную роль капитана очевидность: мода, как мы знаем, циклична. 100 лет — явно достаточное время для того, чтобы она вернулась в исходную точку. И потом, между 20-ми годами века прошлого и нынешнего куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Сюрреализм появился во многом из-за фрустрации и разочарования художников после Первой мировой — через эксперименты в искусстве они искали способ уйти от неприглядной реальности, отделить дух от материи, сделать обыденное — странным. Век спустя мы активно пожинаем (и еще будем пожинать) плоды другого социального потрясения — пандемии коронавируса.


Чем более напряженная и тревожная обстановка царит в обществе, тем более причудливыми и замысловатыми становятся мода и искусство — так было, так и есть и, кажется, так будет всегда. В них мы ищем убежища, где красиво, увлекательно и не так тревожно. Иными словами, они превращаются в формы эскапизма, дают ненадолго отвлечься от гнетущих мыслей и сменить обстановку. И, судя по масштабам обсуждений (и мемов, конечно) в соцсетях, мода в ее нынешнем сюрреалистичном виде с этими задачами неплохо справляется. Так что в ближайшее время не стоит ждать, что дизайнеры как-то успокоятся и сбавят обороты — ценители понятных и лаконичных вещей найдутся всегда, но сейчас совсем не их время.